Печать

Владимир Фёдорович Овчинников. Мой Директор. Личное.

Со временем придёт глубокое осмысление и переосмысление масштаба личности Владимира Фёдоровича. Пишу эти строки на 9-й день после его ухода. Только личное.

Будучи второшкольницей 1982 года выпуска, я познакомилась с Владимиром Фёдоровичем, придя в школу в 2008 году. При этом он незримо присутствовал в моей жизни. Поступив в школу № 2 в 1977 году в 6 класс, я погрузилась в её атмосферу. И сразу стало понятно, что есть некий общий стержень, закон, который держит всю эту конструкцию. За время моего обучения в школе сменилось 3 директора, и уже подростку было понятно, что не нынешние директора являются этим остовом. Спасибо нашим учителям – Ольге Николаевне Киреевой, Галине Сергеевне Тарицыной, Валерию Васильевичу Татаринову – за профессионализм и уважительное отношение к школе, в которую они вошли уже после её «разгона», но, тем не менее, сумели впитать и принять дух истинной Второй школы.

Школьниками 6-7 класса мы понимали, чувствовали, что надо до чего-то дотянуться, благодаря отношению к делу наших учителей. А когда в 8 классе мы попали в ученики к Рудольфу Карловичу Бега, Ивану Николаевичу Хлюстикову и Владимиру Валентиновичу Лебедеву, возникла уже и осязаемость этой планки. Вместе с высочайшим уровнем преподавания, вместе с рассказами из жизни Второй школы и её Директора, вместе с настоящими выпускниками её (в то время аспирантами физтеха), которые вели у нас семинары и совершенно по-взрослому с нами общались, возникла связь времён.
 
Рудольф Карлович вёл у нас кружок автодела. Ну кто же не знал его знаменитую Победу дивного желтого цвета! Мы очень гордились, что прикасаемся к её узлам в гараже под дубом. А когда-то она была шоколадной и принадлежала Владимиру Фёдоровичу (ВФ).

Рассказ про поход на несколько недель 70-и школьников, организованный в бытность ВФ директором, я услышала ещё в школьные годы в лаборантской 50-го кабинета. То, что Директор – альпинист, услышала там же и в те же годы, а оценить смогла только подержав на страховке товарища и доверив ему свою жизнь. Есть вещи, которые, раз случившись, входят в жизнь навсегда и меняют её безвозвратно. Это как родительство. Пока ты изучаешь предмет теоретически, можешь быть специалистом и давать лучшие советы. Но как только маленькое существо появилось в твоём доме, ты уже другой человек. Альпинизм – из разряда этих глобальных вещей.

Вот у Владимира Фёдоровича, думаю, было в жизни много таких глобальных понятий, которые вошли в его жизнь и остались в ней вместе с его пониманием этой жизни. ВФ – человек, умеющий делать выбор и нести ответственность.

Владимир Фёдорович сделал осознанный выбор, женившись на дочери «врага народа» и войдя таким образом в число ЧСИР (член семьи изменника родины). От том, как это отзывалось ему в молодые годы, уже много написано. А мне было важно, что наши инициативы по увековечиванию памяти жертв репрессий находили у ВФ безусловное понимание и поддержку вместе с практическими советами мудрого человека.

Благодаря этой поддержке учителям, старшим школьникам и даже целому десятому классу удалось дважды поработать в качестве волонтёров на спецобъекте НКВД Коммунарка. Идя к ВФ с предложением пригласить в школу инициатора движения «Последний адрес», я не сомневалась в его одобрении. И наши ребята из первых уст услышали об этом движении в родной школе.

Не могло не подкупать отношение ВФ к памяти вообще. Именные кабинеты – это то, что реализовал именно Владимир Фёдорович. Ему уже трудно было ходить со сломанной ногой, но в музее Рудольфа Карловича Бега на 5-м этаже он побывал.

Владимир Фёдорович был горячим сторонником проведения учебно-научных конференций. Формат изменялся с течением времени, но конференции проводились долгие годы. Было проведено даже две конференции на английском языке.

85-летие директора мы отметили нестандартным образом: 5-го октября в рамках неофициальной части празднования дня рождения Владимира Фёдоровича Овчинникова состоялась научная конференция "История "Второй школы" и "Вторая школа" в истории".

Владимир Фёдорович познакомил меня с Леонидом Исидоровичем Мильграмом. Находясь в кабинете, я понимала, что присутствую при разговоре двух Великих Старцев. Надо было записывать по свежим впечатлениям…

Я тогда рассказывала, с каким интересом мой малолетний сын учится в «Пингвине» у Л.В. Абрамовой, а Владимир Фёдорович тут же попросил пригласить Людмилу Владимировну во Вторую школу вести авторский курс этики. Он моментально реагировал на всех глубоких и интересных людей однозначно – пригласить в школу!

К сожалению, Людмила Владимировна отказалась. Её ответ я помню вплоть до интонации. Красивая, статная, с поставленным голосом она отвела руку и сказала: «Вы приглашаете меня к школьникам 12 лет. Я пытаюсь учить 6-леток, и это уже безнадё-ё-ёжно поздно!». Я передала это Владимиру Фёдоровичу. Завязался разговор о роли взрослого в жизни ребёнка. Тогда я услышала от ВФ его шутливую фразу: «Я вообще предлагаю при поступлении во Вторую школу лишать родителей их родительских прав и возвращать только вместе с аттестатом зрелости ребёнка». Юмор у ВФ неподражаем, как всякий настоящий юмор.

Эта фраза была, очевидно, выношенная. Расскажу об экспромте.

Перед началом административной планёрки в кабинет ВФ зашла Ирина Наумовна (секретарь) и, извинившись, сказала: «Владимир Фёдорович, ну что ответить?! Звонит мама, спрашивает, в какую начальную школу отдать ребёнка, чтобы он точно потом поступил к нам. Я уже объяснила про интерес и предрасположенность, но она не унимается. Настаивает: назовите начальную школу. Что делать?!». ВФ, не раздумывая: «Скажите ей: на улице Фотиевой есть роддом номер 25. Вот рожать нужно было именно в нём!».

С Владимиром Федоровичем было интересно разговаривать, – он умел слушать, направлять, рассказывать. Умел брать ответственность. На то и Директор. Благодаря его поддержке мы с ребятами ходили в зимние походы и на байдарках, летали на вертолёте, побывали на Соловках и Байкале, во многих больших и очень малых городах России. А ведь это каждый раз риск и личная ответственность за жизнь и здоровье ребят. Можно было ограничить нас Золотым Кольцом и проверенными автобусными турами. Но ВФ умел доверять. Его фраза: «Набрать хороших учителей и не мешать им работать» – не просто фраза. Ведь ответственность в любом случае была на нём!

Напоследок расскажу о том, чему неожиданному научил меня ВФ. Однажды я посетовала ему, что чуть не уснула за рулём, а ехать нужно было непременно. Каждый из нас понимает, что нужно остановиться и поспать, но бывает, что нужно спешить. ВФ научил меня остановиться, снять обувь и вести машину босиком. По счастью, с тех пор я в такие ситуации не попадала. Но пересказала это своим друзьям. И один из них спустя некоторое время просил передать благодарность! Сработало, и поездка прошла благополучно.

Спасибо Вам, Владимир Фёдорович, за то, чему научили, с кем познакомили. За ту школу, которую создали в далёком 1956-м, и в которой мне посчастливилось учиться. За учителей, которых собрали под её крышей. За тех учеников, которые теперь есть у меня. И за их родителей, которые тоже стали немного второшкольниками.

Вы уже вошли в историю. Образования. Москвы. Страны. Мне посчастливилось, что и в мою личную историю!

Катя Лоза, ныне Е.Т. Воропаева, учитель физики «Второй школы»